Архів конкурсу

XІІІ Всеукраїнський конкурс юних виконавців ім. Бетховена стал Всеукраинским

 

5-7 июня 2015 года в Харькове прошёл ХІІІ Всеукраинский конкурс юных исполнителей имени Людвига ван Бетховена. В статусе Всеукранского — впервые.
В Харькове четыре детских музыкальных конкурса высокого уровня: Международный конкурс юных пианистов им. В.Крайнева (ХССМШи), Международный конкурс юных концертмейстеров «Амадей» (ДМШ № 15 им. В.А.Моцарта), Всеукраинский конкурс исполнителей на бандуре им. Г.Хоткевича (ХНУИ имени И.П.Котляревского). Теперь к ним присоединился ещё один — основанный ДМШ № 1 им. Л.Бетховена в 2003 г.
Этот конкурс является наиболее универсальным, так как включает различные инструменты классической направленности: фортепиано, струнно-смычковые, духовые и ударные. За период 2003-2014 г.г. в конкурсе приняли участие 1708 исполнителей из Украины и стран близкого зарубежья, 667 из них стали его лауреатами и дипломантами. Включение конкурса в Реестр всеукраинских произошло благодаря педагогическому коллективу Бетховенки и её директору, преподавателю-методисту Л.И.Христофоровой.
— Любовь Ивановна, трудно было добиться повышения статуса конкурса или это логический результат его двенадцатилетней истории? В последние годы многие педагоги говорили о том, что этот конкурс уже давно заслуживает статуса Всеукраинского и по уровню требований, и по уровню жюри (которое возглавляет ректор ХНУИ имени И.П.Котляревского, народная артистка Украины, профессор Татьяна Борисовна Веркина), и по исполнительскому уровню юных музыкантов, и по уровню организации.
— Вопрос о повышении статуса витал в воздухе несколько лет. Но чтобы это осуществилось, потребовалось много организационных усилий всего нашего коллектива и особенно моих заместителей — В.В.Гордиенко и Т.В.Кули.
— Стоило ли тратить столько сил и времени на формальное повышение статуса? Ведь уровень конкурса и без того был признанно высоким?
— Не могу согласиться с Вами, что категория статуса формальна по своей сути. Статус привлечёт к нам большее количество участников и расширит географию конкурса, а это, в свою очередь, усилит процессы обмена опытом и новыми педагогическими идеями, популяризации классической музыки, совершенствования исполнительского мастерства юных музыкантов, расширения творческих связей. Уже в этом году к нам приехали гости из Днепропетровска, Запорожья, Николаева, Полтавы, Сум, Херсона, Черновцов…
Согласно статусу конкурса произошла ротация членов жюри. Если раньше в жюри работали, в основном, преподаватели ХМУ им. Б.М.Лятошинского, то теперь профессоры и преподаватели ХНУИ имени И.П.Котляревского и Днепропетровской консерватории им. М.Глинки напрямую контактируют с маленькими музыкантами, что бывает нечасто.
Я не могу пожаловаться на отсутствие внимания городских властей к нашему конкурсу в прошлые годы, но Всеукраинскому конкурсу оказана большая организационная и финансовая поддержка. Хочу публично выразить сердечную благодарность умным и неравнодушным людям: Г.А.Кернесу, мэру города, С.И.Бабицкой, директору Департамента культуры Харьковского горсовета, Т.М.Самоваровой, директору Областного учебно-методического центра повышения квалификации работников культобразовательных учреждений, А.Э.Фукс, председателю Харьковского областного общества немцев «Видергебурт».
На Ваш вопрос, не жаль ли мне своих сил, времени и здоровья, — отвечу однозначно: «Нет, не жаль». Наступает в жизни возраст, когда нужно «отдавать долги». Мне посчастливилось учиться у замечательных преподавателей. В школе — у Ларисы Вячеславовны Рукавишниковой, ученицы знаменитого Рудольфа Керера, сыгравшего роль пианиста в фильме «Аппассионата». В училище — у Валерия Владимировича Глаголева, ученика Виссариона Слонима, который, в свою очередь, учился у А.Н.Есиповой, воспитавшей не одно поколение выдающихся музыкантов, в числе которых С.Рахманинов и С.Прокофьев. Мои любимые учителя уделяли нам много времени, внимания, душевных сил. Они живут в моей душе и сейчас. Хотелось бы тоже оставить «незримый прочный след» в памяти наших учеников, ведь не зря англичане говорят, что «цель жизни — подготовить о себе хорошие воспоминания».
— Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях исполнительного директора конкурса, который включал в себя не только собственно соревновательную часть, но и предваряющий концерт и мастер-класс.
— Меня очень порадовал концерт в Большом зале Университета искусств, посвящённый открытию конкурса. Наш школьный симфонический оркестр под руководством Александра Глотова впервые разучил настоящую симфонию — Пятую Ф.Шуберта. Студенты членов жюри, профессоров ХНУИ Т.Б.Веркиной (фортепиано), Л.А.Холоденко (скрипка), В.Н.Алтухова (кларнет) подготовили очень интересную программу. Приятным сюрпризом стало выступление выпускника нашей школы, обладателя Гран-при ІІІ Открытого конкурса им. Л.Бетховена, скрипача Александра Корнева, который приехал на каникулы в родной город из Сингапура, где он успешно учится в консерватории Yong Siew Toh, соответствующей самым высоким международным стандартам.
Интереснейший мастер-класс «Эволюция сонатной формы в классический период» члена жюри, старшего преподавателя ХНУИ, заведующей отделом специального фортепиано ХССМШи Светланы Захаровой, имел большой резонанс среди преподавателей-пианистов, привезших своих учеников на конкурс.
В этом году в конкурсе участвовал 121 музыкант в возрасте от 7 до 16 лет. Больше всего участников было из Харькова и Полтавы. Харьков наиболее многочисленно представили наша школа, ДМШ № 9 им. В.Сокальского и ДШИ № 4 им. Н.Д.Леонтовича. Наиболее популярные инструменты конкурса — фортепиано, флейта, скрипка. Но были и редкие, такие как гобой и ксилофон.
Все участники — профессионально ориентированные дети. Хотелось бы особенно отметить скрипача А.Новоспасского (преп. Л.Лебедева) и саксофониста А.Яценко (преп. И.Шелюк) из нашей школы, фортепианный дуэт И.Солонинкиной и М.Мирзоевой (преп. В.Кушниренко) из ДМШ № 9, замечательных флейтисток, неоднократных победителей многих конкурсов, в том числе Международного форума классической музыки (г. Москва), Л.Акачуква и К.Крюкову-Маскей (преп. Т.Маличенко) из ДШИ № 4.
Самое яркое впечатление конкурса — Екатерина Курилко (СШ № 133 «Лицей искусств», преп. И.Решетова). Эту пианистку мы знаем как победительницу многих авторитетных профессиональных конкурсов, последний из которых — Международный конкурс юных пианистов памяти С.Рихтера (г. Житомир). Но свою первую награду (Гран-при) Катя получила на VI Бетховенском конкурсе в 2008 г., когда ей было всего 7 лет. Именно тогда, как недавно призналась мне девочка, она твёрдо решила стать профессиональным музыкантом, хотя в Лицей искусств поступила на отделение живописи. В этом году повзрослевшая Катя представила великолепное, глубоко осмысленное исполнение Третьей сонаты Л.Бетховена и Болеро Ф.Шопена. Уверена, у этой пианистки — большое профессиональное будущее.
— Какие Вы видите перспективы развития конкурса?
— Хочется расширить возрастные рамки конкурса, что даст возможность участвовать в нём студентам музыкальных училищ и учащимся десятилеток.
— Любовь Ивановна, во время своего выступления на закрытии конкурса Вы как-то очень личностно произнесли знаменитый девиз Л.Бетховена «Делать добро, где только можно, свободу любить больше всего, от правды не отрекаться никогда и нигде…»
Да, Вы правильно почувствовали. Это высказывание Бетховена давно стало моим жизненным кредо. Во всяком случае, стараюсь его придерживаться. Насколько это мне удаётся — судить людям…
Люди — преподаватели участников конкурса и родители учеников Бетховенки, говорят Вам «большое спасибо» за огромную самоотдачу и в организации конкурса, и в руководстве школой, в которую, как я знаю, сейчас поступить не просто — конкурс!

Татьяна Казакова